ЭССЕ
«Учить нельзя воспитывать»
И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н.Толстой
Преподаватель… Слово необыкновенное. И это совсем не тот, кто имеет в дипломе запись о такой квалификации. Это тот, кто выше тебя, мудрее, сильнее. Кто сможет повести за собой, кто обладает силой созидания и талантом души. Это paidagogos, то есть преподаватель, а буквально – «ведущий дитя». Слово, ко многому обязывающее.
Я работаю в колледже преподавателем русского языка и литературы уже полтора года. С детства я любила читать, всегда посещала библиотеки, увлекалась написанием стихотворений. Первое стихотворение написала в 12 лет, про В.И. Ленина. Потом начала сочинять сказки. А сейчас я каждый день спешу туда, где трудно, весело, интересно и радостно! В колледж!
В наше время все по-разному понимают роль педагога. Некоторые видят в нём просто «подателя информации». Я же вижу педагога воспитателем и наставником человека, способствующим становлению личности ребенка. Преподаватель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Учить и воспитывать… Как много сказано в разные времена моими коллегами об этих двух понятиях, которые, кажется, так различны и одновременно так сходны между собой. Можно ли научить не воспитывая? А воспитывать, не обучая? С моей точки зрения, учение и воспитание – две стороны одной медали. И медаль эта, думается, - процесс обучения, то есть обучение – это «процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду». А как можно подготовить человека к жизни и труду, не воспитывая его?
Сегодня много говорят о деятельностном подходе в образовательном процессе, когда современные педагоги работают под девизом: «Обучаюсь – делая, делаю – обучаясь». Что необходимо развивать у детей? К чему готовить? Конечно, готовить надо к сложной и противоречивой жизни, в которой каждый день нужно доказывать, что ты чего-то стоишь как личность. А формировать в школьнике нужно не только знания, умения и навыки, а вырабатывать необходимые в сегодняшнем непростом мире компетентности.
А это возможно только когда учение и воспитание неразрывно связаны друг с другом.
Обучение и воспитание имеют одинаковую силу в развитии и становлении личности. Знание – сокровище, которое следует за тем, кто им обладает, помогает обрести уверенность в себе, дает возможность быть интересным человеком. Воспитание делает очень важное дело – оставаться Человеком в любой жизненной ситуации.
В своей деятельности опоры и помощи я жду и от родителей студентов, ведь все начинается с семьи, а преподаватель, даже самый опытный, не исправит ошибок воспитания родителей. Каждому педагогу важно вложить в души детей всё светлое, хорошее и доброе. Каким будет результат этой работы сегодня, таким будет наше будущее. Я очень хочу, чтобы в том самом будущем, мои дети пришли и сказали: «Спасибо Вам, за все!», а для этого, без сомнений, я буду УЧИТЬ! ВОСПИТЫВАТЬ! ЛЮБИТЬ!
Закончить свое эссе, хочу словами В.А. Сухомлинского «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».